Тип проекта:
социально-значимый
Сроки реализации:
с 20.01.2022- 20.05.2022г.
Участники проекта:
педагоги, воспитанники, родители.
Возраст детей:
4-5 лет
Актуальность проекта.
Экологическое образование и воспитание чрезвычайно актуальная проблема современности. Небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 в 2017 году в Российской Федерации проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения объектов природного наследия, и сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней
Задачи:
• Формировать
элементарные представления об окружающем мире.
Уточнить, и расширить
знания детей о растениях, животных, птицах, насекомых: различать по внешнему
виду, правильно их называть.
• Формировать умения
детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта,
реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
• Познакомить детей с
правилами поведения на природе. Формировать
первоначальные навыки безопасного
поведения в природе, учить видеть красоту природы;
• Развивать трудовые и
самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за
выполняемую работу, вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в
природе и по её охране.
• Воспитание гуманного,
эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и
ко всему живому на Земле.
Родители:
•пропагандировать
необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей;
• развивать совместное
творчество детей и родителей;
• заинтересовать
родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Ожидаемые результаты.
• В результате
проведённой работы воспитанники повысит качество знаний о природе: пополнится и
расширится запас знаний о растениях, животных, о сезонных изменениях и явлениях
в природе. Желание больше узнать об особенностях природы своего края.
• Вовлекая воспитанников
в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране, у них повысится
желания общаться с природой, сформируются первоначальные навыки экологически
грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, станут более бережно
относиться к миру природы и ко всему живому на Земле. (животным, птицам,
насекомым, растениям).
• Воспитанники будут не
только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будут пытаться
оценить их состояние с позиции хорошо-плохо.
Родители:
• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
• Создание единого
воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи
по экологическому
воспитанию дошкольников.
• Возможность участвовать
в совместных экологических проектах
Ресурсное обеспечение
проекта:
1. Уголок экологии и
экспериментирования в группе.
2. Методический
инструментарий: подборка опытов и экспериментов
«Познавательно –
исследовательская деятельность», картотека дидактических игр, конспекты
занятий, сценарии развлечений и т.д.
3. Библиотечка юного
эколога.
4. Подборка
художественной литературы «Познавательное чтение».
5.Фотовыставки и выставки
рисунков «Мой дом – природа».
6. Посадка деревьев,
кустарников, цветов на участке (облагораживание цветника); изготовление
скворечников, кормушек;
7. Увеличение количества
комнатных цветов в группе и дома; гербарий,
оформленный в альбоме;
8. Педагогическая копилка:
музыкальные записи, художественная литература с познавательным материалом о
природе; сборник мультфильмов о жизни насекомых, животных, растений.
9. Буклет «Как я помогаю
природе»
10.Составить
перспективный план.
Методы работы:
• исследовательские:
опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• наглядные;
• словесные: беседы,
чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
• технология
моделирования
• релаксация;
• игровой: (сюрпризный
момент, игры)
Формы работы:
• Образовательная
деятельность по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству,
проведение занятий-опытов.
• Целевые прогулки,
экскурсии с детьми.
• Игры - занятия в опытно
- экспериментальном уголке и уголке природы.
Формы работы с
родителями
В совместной работе с родителями мы широко
используем:
• консультации для
родителей,
• родительские собрания,
• беседы, тематические
выставки,
• смотры-конкурсы,
конкурсы.
• анкетирование,
• развлечения, праздники,
I Подготовительный этап.
1. Определение цели и
задач.
2.Выявление уровня знаний
детей по теме проекта.
3.Анализ и сбор
информации из различных источников, подбор методического и художественного
материалов,
- фонотеки,
видеотеки;
-разработка бесед, конспектов
интегрированных занятий, развлечений, подбор художественных иллюстраций, подбор
материала по данной теме, содержания проекта,
-прогнозирование
результата.
4.Обсуждение с родителями
проекта, выяснение возможностей, средств,
необходимых для реализации проекта,
определение содержания деятельности всех участников проекта.
5.Разработка
перспективного и тематического планирования по проекту.
6.Создание
предметно-развивающей среды.
• Тематические беседы: «Земля
- наш общий дом», «Берегите природу», «Как вести себя в природе», «Почему нужно
сохранять природу». (Дать представление об экологии - что обозначает слово, что
изучает.)
• «Путешествие по
экологической тропе». (Закрепление знаний о деревьях и кустарниках, растущих на
участке детского сада).
• Решение проблемных
ситуаций: «Что было бы, если бы не было деревьев?».
«Что было бы, если бы не
было воды?». «Куда деть мусор?». (Вместе с детьми подобрать способы утилизации
мусора, на основании характерных свойств веществ).
• Акции: «Украсим Землю
цветами», «Чистый дворик», «Из отходов в доходы» (сбор макулатуры).
• Дидактические игры
экологического содержания: «Времена года», «Зоологическое лото», «Родная
природа», «Разрезные картинки», «С какого дерева листок?», «Чей дом?», «Чей
хвост, чья голова?».
• Чтение художественной литературы: В. Бианки:
«Лесная газета» (главы из книги), И. Соколов-Микитов: «Весна - красна», П. Воронько
«Лучше нет родного края» (заучивание наизусть), К. Ушинский «Четыре желания»,
Г. Скребицкий «Четыре художника». Беседы
и обсуждение.
• Просмотр иллюстраций о растениях и животных
родного края в книгах; репродукций картин: Левитан: «Март», Шишкин «Утро в
сосновом бору».
• Разучивание и пение песни: З. Роот «Милая
берёзонька».
• Прослушивание
аудиозаписи: «Звуки природы», П. И. Чайковский «Времена года», М. Глинка
«Жаворонок», С. Есенин «Белая берёза».
• Лепка: «Цветы», «Грачи прилетели», «Дед
Мазай и зайцы», «Гости Мухи-Цокотухи».
• Аппликация: «Весенние
ветки в вазе», «Мы вокруг берёзки встанем в хоровод», «Насекомые», «Бабочки»,
«Золотая рыбка».
• Конструирование из
бумаги: «Скворечник».
• Рисование: «Природа
ранней весной», «Нежные подснежники», «Весёлые кляксы», «Люблю берёзку
русскую», «Ветка черемухи», «Экологические знаки» (запрещающие)
. • Игры: «Солнышко и
дождик», «Оживи картинку», «Тучка».
• Труд: Работа в
природном уголке - полив, рыхление, протирание, опрыскивание и подкормка
комнатных растений, посадка лука, семян овса, цветов, гороха.
Посадка фасоли в грядку
на огороде участка детского сада.
•Исследовательская деятельность: «Рассматривание
через лупу», «Вода, воздух, почва
• Экспериментирование:
Наблюдение за ветками берёзы и тополя; за всходами посеянных семян и ростом
рассады. Выяснить, какие факторы влияют на активный рост растений. Отметки в
календаре наблюдений. Сравнение.
Взаимодействие с
родителями:
• Анкетирование
родителей.
• Консультации:
«Экологическое воспитание в семье», «Природа и здоровье», «Воспитание любви к
природе».
• Папка – передвижка:
«Азбука поведения в природе», «Прогулки в природу», «Войди в природу
другом!».
• Привлечение родителей к
подготовке рассады цветов дома, к подготовке земли в детском саду и высадке
рассады на участке группы.
• Творческие семейные
работы на тему «Весна-красавица».
Результат проекта:
Выставка детских рисунков
«Экологические знаки».