Консультация «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико –
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи речевого развития детей старшей группы:
- развивать монологические формы речи,
стимулировать речевое творчество детей.
- обогащать представления детей о правилах речевого
этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в
процессе общения.
- развивать умение соблюдать этику общения в условиях
коллективного взаимодействия.
- обогащать словарь детей за счет расширения
представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять
ошибки в речи сверстников.
- воспитывать интерес к письменным формам речи.
- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной
инициативе.
- развивать первоначальные представления об особенностях
литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия),
о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства
языковой выразительности).
- способствовать развитию понимания литературного текста
в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Задачи образовательной деятельности:
- расширять опыт слушания литературных произведений за
счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о
животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи,
авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).
- углублять у детей интерес к литературе, воспитывать
желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и
самостоятельной деятельности.
- развивать умения воспринимать текст: понимать основное
содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные
характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций
этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать
значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов
героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
- способствовать освоению художественно – речевой
деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в
том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и
прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические
рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со
звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
- поддерживать желание детей отражать свои впечатления о
прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах
художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов
декораций для театрализованных игр, в игре – драматизации.
Дошкольный возраст – период
первоначального литературного развития дошкольника. Исследователи детства
отмечают, что характерной особенностью дошкольника является необычайная тяга к
ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной
интонации. Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не
прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному
расположению главных звуков является совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо.
Дети тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.
От того то малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа
которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и
действия, точно соответствует эмоциональным потребностям
ребенка.
Фольклор –
это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное
творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость
трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя
высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения,
начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают
детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы,
взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки,
потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы,
влияют на развитие речи детей:
- обогащают словарь,
- развивают артикуляционный аппарат,
- фонематический слух,
- дают образцы для составления описательных рассказов.
Художественное слово народного поэтического творчества
сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках
предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого
раннего возраста.
Устное народное творчество таит в себе
неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого
раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают
речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность
звучания позволяет детям запоминать их.
Особую значимость устное народное творчество приобретает
в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к
новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими
детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка
порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные
эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
«Малые жанры фольклора»
Это небольшие по объему фольклорные произведения. Знакомя
детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью,
образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на
народной мудрости.
Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с
ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми
(«Сорока», «Ладушки»), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей
яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются
подражать педагогу, повторять его действия. Повторяя вместе со взрослым стихи,
потешки, чистоговорки у детей развивается воображение, обогащается речь,
эмоции.
Жизненные процессы, такие как одевание, купание,
сопровождающиеся словами, очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и
откликается, сопровождает слова действиями – играет в ладушки, притопывает
ногами, приплясывает, двигаясь в такт.
Это не только забавляет, но и радует ребенка. При
прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки,
прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру,
благополучие.
Малую форму фольклора можно обыграть разными способами.
При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски). Также могут быть
использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют
и запоминают сказки, потешки. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или
иным персонажем.
Потешки — короткие стишки (реже
песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и
сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или
пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики,
при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить,
развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее
популярные сюжеты потешек: "Ладушки" (в такт стихам хлопают
детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и кладут на
голову: "Полетели, на головку сели!"); "Сорока" (игра
пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза
рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой).
Потешки —
замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического
творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.
Пример:
«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем
дров не пилил?
— Зачем
воду не носил?
Считалки — вид русского
игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых
проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так,
чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из
участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из
жеребьевки ("Родион, поди вон!"); Считалка произносится до тех пор,
пока не останется последний, которому выпадает водить в игре ("Ну-ка,
Мишенька, води»). Значительную часть считалок составляют стихи, скомпонованные
из набора слов, отсутствующих в языке или выступающих в искаженных формах
словесных образований, не поддающихся логическому объяснению
("Перводан, другодан, на четыре угадал..." или еще более непонятное:
"Эники-беники Си колесо, Эники-беники Клоп..."; "Ана-руна-жесь,
Кинда-ринда-резь..."). Часто подобная заумь объясняется искажением
иноязычных слов, прежде всего числительных ("Эна, бена, рее, унтер,
квинтер, жес" — где узнаваемы следы не то лат., не то франц. счета). В
считалках закрепились следы языковой архаики и мифологических связей.
Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью
или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и
монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать
движение колыбели.
Колыбельная песня является одним из древнейших жанров
фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы
заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные
силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не
повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других
пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы,
приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня —
песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась
мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников
для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и
предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить
ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к
интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо
сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).
Пестушка (от слова пестовать, то есть
нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые
пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает
в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит,
ласкает его, приговаривая:
Кушай, кушай, котик!
Открывай свой ротик:
Кашку и оладушки,
Да сыграй нам «ладушки»
Когда
ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Прибаутка (от баять, то есть
рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает
мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Заклички — один из видов
закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и
представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные
песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили
здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу,
радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто —
к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались
как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на
зиму сетуют, жалуются.
Радуга –дуга,
Перебей дождя,
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром-
Не попал бы в дом.
Дразнилки – тесно связаны с прозвищами,
употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде
фамилии заменяли прозвищами, которые давались человеку окружающими его людьми.
В каждом из прозвищ отражалась какая – ни-будь внешняя примета его носителя,
чаще всего иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки,
которые по значению и представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в
небольшие стихотворения.
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин
Плакать не годится,
Можно простудиться
Скороговорка — фраза, построенная
на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё
называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка.
Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
· Бык
тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
· От
топота копыт пыль по полю летит.
Пословица - краткое народное
изречение с назидательным содержанием, народный афоризм
· "Не
беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды"
· "Люби
жену, как душу, тряси ее, как грушу"
· "В
чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал
покажется."
· "На
правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь"
· "На
грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся",
Загадка, как и пословица,
представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в
отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито
затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой
на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может
представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два
кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить.
Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки
развивают в детях догадливость, воображение.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши,
которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о
том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Поговорками называются выражения,
употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы
придать речи особую наглядность. "Поговорка, - говорит народ, - цветочек,
пословица - ягодка". Поговорки называются также "присловьями" и
"присказками". Примеры
· "Как
две капли воды",
· "Один,
как перст",
· "Ни
дать, ни взять",
· "Как
снег на голову",
· "На
помине легок",
· "Не
по дням, а по часам растет",
· "Ни
вздумать, ни взгадать, ни пером описать",
· "Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается".
Приговорки - общение с природой один на
один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям.
Приговорка, построенная по принципу просьбы- пожелания, самим словесным строем
настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для
каждого растения своё определение, ласковое слово:
матушка репка,
уродилась крепко,
капуста виласта,
будь грудаста,
горох крупен и бел,
бобы велики и круты.
Приговорки'' во время игр – это, своеобразные
просьбы к природе в доброй помощи. Они обращены к ветру, ручью.
Многие нелепицы начинаются с указания на чудо, а затем
следует перечисление озорных и диковинных отклонений от общепризнанных и
существующих норм:
· Курочка
бычка родила,
Поросёночек яичко снёс,
Овечка расквохталась
Кобылка раскудахталась.
Частушка - фольклорный жанр,
короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания,
передаваемая обычно устно.
Сказка фольклорная — эпический жанр
письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о
вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в
основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя
разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный
фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная
проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда,
демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).
Фольклорная сказка включает несколько жанров:
· Сказки
о животных, растениях, неживой природе и предметах. (Сказка о животных
(животный эпос) — это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений
сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают
животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках
о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса
крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное
животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
· Волшебные
сказки. (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении
потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
· Новеллистические
(бытовые) сказки имеют одинаковую с волшебной сказкой композицию, но
качественно отличаются от нее. Сказка данного жанра прочно связана с
реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются
особенности быта, а главный персонаж – обычный человек из народной среды,
борющийся за справедливость и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости
и хитрости.
· Небылицы
– это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объему и часто имеют вид
ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который
встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть
сказки, скоморощины, былины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий